История культуры «кофе с собой». Как это стало трендом?
С чего все началось: история бумажного стаканчика.
История кофе на вынос начинается с изобретения одноразового бумажного стаканчика. Этот главный атрибут современного кофемана появился в Америке в начале XX века. В то время в США вновь активизировалась кампания, направленная против употребления алкоголя. Активисты усеяли города колонками с водопроводной водой и путешествовали от бара к бару в фургонах умеренности, предлагая воду в качестве здоровой альтернативы пиву или ликеру. Казалось бы, дело полезное. Но не тут-то было. Люди пили из общей металлической кружки, что часто приводило к распространению многочисленных болезней и инфекций.
Решением проблемы стало изобретение одноразового бумажного стаканчика, который не нужно было с кем-то делить, и можно было выбросить после использования. Его автором был владелец автоматов по продаже газировки Лоуренс Луэллен (Lawrence Luellen), бостонский юрист и изобретатель .
В 1907 году он изобрел бумажный стаканчик и запатентовал его (US 1032557 А) в 1908 году. Он назвал его «HEALTH CUP», который больше походил на бумажный пакет, который можно было использовать и выбросить после использования, но позже изменил название на « КУБОК ДИКСИ» спустя пять лет.
К 1912 году бумажные стаканчики начали появляться повсюду: в кафе, школах, конторах, поездах. Но многие американцы не предавали этому значения, пока в январе 1918 года не разразился испанский грипп. Эпидемия унесла жизни около 100 миллионов человек по всему миру. В США заразился почти каждый третий, более полумиллиона человек умерли. Здоровый страх перед микробами перестал быть уделом ипохондриков. Наступил расцвет одноразовых стаканов.
Зарождение культуры «кофе с собой»
С 1946 года панамериканское бюро, объединяющее производителей кофе в США, Канаде и других странах, активизирует кампанию, направленную на увеличение потребления кофе и вводит в традицию «кофе-брейк» (перерыв на кофе). В 1950-х годах офисные торговые автоматы начинают разливать быстрый кофе в бумажный стаканчик для утомленных сотрудников. Среднестатистические американцы постепенно привыкают к кофе вне дома.
Но золотой век «кофе на вынос» всё же пришелся на 60-е годы XX века. Рост пригородов способствовал тому, что людям приходилось много времени проводить в дороге. Они начали буквально пить кофе на ходу в собственной машине. Уловив эту моду, в 1964 году сеть магазинов 7-Eleven первой начинает предлагать свежий кофе на вынос в картонных стаканчиках.
После этого Америку ждет целый бум исследований и патентов на модернизацию самих стаканчиков для кофе и крышек, которыми их стали прикрывать для удобства. Например, откидная лапка, которую мы загибаем для того, чтобы пить кофе, не открывая крышки, была изобретена только в 1975 году.Сами крышки стали постепенно обретать куполообразный вид. Это было связано с тем, что американцы практически перестали пить обычный кофе. Теперь они заказывали латте, капучино и мокко с фирменной пенной верхушкой, которую нельзя было разрушать.
Первой кофейней в современном понимании этого слова стал Starbucks. Сеть распространилась по всей Америке под руководством Говарда Шульца в 1980-х и 1990-х годах.
Ее отличительными чертами стали инновационная в те годы крышка Solo Traveller (имеющая углубление для верхней губы рядом с отверстием для питья) и запоминающийся логотип с (тогда ещё голой) русалкой. Именно в это время «кофе с собой» окончательно и бесповоротно вписывается в культурный код американского народа.
Сегодня кофе с собой хоть раз в день берет каждый третий житель планеты Земля. Это общемировой тренд. Более того, бумажный стаканчик стал чем-то наподобие модного аксессуара, который не только дополняет стиль, но во многом и определяет статус его хозяина.
Одноразовая чашка была разработана как технология спасения жизней в начале 20-го века и до сих пор обеспечивает те же преимущества для здоровья и безопасности. Поскольку мир всё ещё продолжает переживать последствия пандемии коронавируса и бороться с ней, сохранение безопасности и чистоты находится в центре внимания каждого. На первый взгляд, одноразовые стаканчики, которые мы используем сегодня, вероятно, не имеют никакого отношения к текущей ситуации. Однако, если мы совершим путешествие в историю, то увидим, как появились эти функциональные продукты и стали гигиеническим выбором.
При этом, как говорится: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Но это уже совсем другая история…
Автор статьи: Иван Макаренков - Авторизованный SCA Тренер, кофейный эксперт с 28-летним опытом.
Используемые материалы:
www.7-eleven.com/coffee/our-story
www.bonappetit.com/entertaining-style/trends-news/article/disposable-coffee-cup-history