Корзина
+74996537500
+79999870133
+79777750885
РоссияМосковская областьМоскваул. Правды дом 17/19
Корзина
Всё необходимое для приготовления кофе в одном месте
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.

Кофейный синдром. Грозит ли рынку кофеен перенасыщение

Кофейный синдром. Грозит ли рынку кофеен перенасыщение

Впечатление такое, что кофе продается везде.

Рынок кофеен в Петербурге предлагает диапазон от недорогого кофе навынос с фиксированной ценой до дорогих мест с концепцией. По оценке экспертов, в Северной столице насчитывается как минимум 4 тыс. кофеен.

Впечатление такое, что кофе продается везде. По данным исследовательского агентства MAGRAM Market Research, 61% петербуржцев периодически покупают кофе с собой по дороге на работу или учебу (на 4% больше, чем в целом по стране), причем 26% — ежедневно, а треть (33%) — 2–3 раза в неделю.

Подавляющее большинство (64%) любителей кофе с собой покупают его в сетевых заведениях, 20% — в небольших "окошках" и киосках, 8% — в несетевых кафе и кофейнях. Выбирают по вкусу (49%), месту расположения кофе–точки (27%), цене (10%). При этом широта ассортимента и рекомендации друзей и знакомых практически не сказываются на выборе места покупки — эти критерии отметили 7% и 5% соответственно.

Со вкусовыми предпочтениями все просто: петербуржцы выбирают капучино (46%) или латте (28%), дальше с большим отрывом идут американо (11%), раф (6%) и все другие виды напитка (9%). Эксперты отмечают, что кофе стал важной частью образа современного человека.

Правда, оценки этого элемента разнятся. "Это такая традиция–эпидемия: кофе в бумажном стакане в одной руке, смартфон в другой — и очень быстрая жизнь на бегу. Именно этот "образ себя" нам сейчас нужно переосмыслять: задуматься, замедлиться, позаботиться о себе и мире вокруг", — отмечает Евгения Дубина, PR–менеджер сети вегетарианских кафе "Рада и К".

"Кофе вышел на ступень потребления, когда мы побежали, увидели, взяли — в основном это бумажный стакан на ходу. Вариант зайти в кофейню, чтобы насладиться кофе не в обеденный перерыв, встречается все реже и реже, и причина тому — общее экономическое состояние рынка и ценность времени. Мы все больше куда–то спешим. Кофе с собой — часть образа современного человека, да, и это хорошо. Весь мир ускоряется, и мы ускоряемся", — не согласен Роман Кантола.

"ДП" опросил сетевые кофейни о планах развития.

Примерно треть заявили о намерении открывать новые точки как самостоятельно, так и через франшизу. Некоторые даже успели открыть несколько новых объектов, пока готовился материал. При этом относительно недавно часть сетей покинула рынок — например, "Идеальная чашка" и Traveller’s Coffee, а масштабные планы других не осуществились: вместо заявленных при выходе на рынок десятка точек работают одна–две. Эксперты говорят, что у крупных сетей возникают проблемы с клиентами на фоне расширения сегмента кофеен с фиксированной ценой.

Сеть "Зерна", например, сообщила о выходе на рынок консалтинга — для желающих открыть свой бизнес. "Кофейни закрываются, но все по индивидуальным причинам.

Например, "Идеальная чашка" — потому, что они устарели и не смогли вовремя перестроиться под новые реалии рынка, у Travelers — внутренние конфликты в компании и несогласованность действий", — отмечает амбассадор Северо–Западной кофейной компании Марина Баланева. "В последние несколько лет наблюдается буквально бум открытия новых кофеен с моноконцепцией.

Отчасти это вызвано веяниями моды — кофе с собой является крайне популярным направлением среди молодежи", — считает Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ". Он подчеркивает, что популярность такого формата, особенно в крупных городах (в первую очередь в Москве и Петербурге), определяется высоким темпом жизни, а именно моноконцепция предоставляет в этом плане наибольшие удобства.

Немаловажен и фактор смещения потребительского спроса с ресторанов и относительно дорогих кафе в более бюджетный сегмент на фоне продолжающегося снижения реальных располагаемых доходов россиян. И, вероятнее всего, в ближайшее время мы увидим продолжение этой тенденции, особенно с учетом того, что по части обеспеченности кофейнями на душу населения и Россия в целом, и даже обе столицы существенно проигрывают общемировым показателям.

Марина Баланева парирует, что новых сетевых проектов в последние годы открылось не так много, в основном на рынок выходят те, что уже оказались успешны в других городах, например Cofix. "Кофейни открываются, потому что на них сейчас мода, сохраняется уверенность, что для данного бизнеса требуется мало инвестиций и что у него быстрая окупаемость.

Это связано с тем, что многие поверхностно изучают рынок. Мы видим открытие кофеен, но сколько закрылось? В скором времени я ожидаю спад открытия мелких кофеен типа coffee to go, будут открываться более осмысленные проекты", — поясняет эксперт. Работающие в Петербурге основатели нестандартных кофеен, чаще несетевых или по крайней мере заметно отличающихся друг от друга даже при едином владельце, также подчеркивают: представление о легкости кофейных проектов — иллюзия. Относительно недорогой вход на рынок, простота бизнес–схемы, очевидный набор необходимого для старта — и потенциально быстрый заработок.

Реальность оказывается гораздо сложнее, что ведет и к закрытию кофеен, и к бизнес–провалам, особенно в рамках франчайзинга. "Мы верим в бесплатный сыр, хотя жизнь миллионы раз била нас по носу. Поэтому франшизы так быстро распространяются: вы купили кофемашину, кофемолку, некий среднестатистический кофе — и начали зарабатывать деньги. У вас сразу сверхприбыль. 10 граммов на чашку, себестоимость чашки — 10 рублей, за 100 продали, то есть надо в день 50 чашек — и в месяц у вас 150 тыс. Никто не считает стаканчик, салфетку, мешалку, сахар, работу. Вот поэтому как грибы открываются мини–кофейни, а на "Авито" — тысячи объявлений об их продаже.

Единицы действительно хотят этим жить, работать, вкладываться в персонал", — поясняет Роман Кантола. "В ближайшие пару лет темпы увеличения количества кофеен, особенно моноконцептуального формата, сохранятся. Тому способствуют сразу несколько факторов, и каждый, за исключением быстро меняющейся моды, можно отнести к фундаментальным и долгосрочным. Впрочем, и мода на кофе с собой выглядит пока достаточно устойчивой и вряд ли будет в скором времени замещена чем–то новым.

Существенно помешать стремительному развитию данного сегмента общественного питания могут только экономические причины, влекущие за собой заметное снижение качества жизни, вызванное, к примеру, затянувшимся кризисом. Но на настоящий момент подобные риски выглядят как маловероятные", — считают в "ФИНАМ".

По зернышку

Крупнейшие корпорации, поставляющие кофе в Россию

  • "Нестле" — лидер российского рынка по изготовлению и поставкам кофе, в том числе набирающего популярность кофе в капсулах. Компании принадлежат 12 заводов на территории страны, производящие различные виды Nescafe.
  • "КрафтФудс" — вторая по величине в мире корпорация — производитель продуктов питания. В России представлена заводом полного цикла по производству растворимого и сублимированного кофе под торговой маркой Jacobs, который экспортируется в страны СНГ и Азии.
  • "Монтана Кофе" — холдинг со 100%–ным американским капиталом, принадлежит нью–йоркской RP.
  • Сoffee Ventures — кроме чистой арабики, произведенной в Колумбии, Бразилии и Кении, компания предлагает услуги по продаже и обслуживанию кофейного оборудования, а также основала собственную профессиональную школу бариста — "Формула Кофе".
  • "Паулиг Кофе" — финский концерн, специализирующийся на поставках слабо обжаренного кофе, завоевывает российский рынок с 2011 года и уже считается одним из лидеров в своей отрасли.
  • "Чибо СНГ" — "Самая любимая немецкая марка" производит свою продукцию в Берлине и Гамбурге. Для России и Восточной Европы растворимый кофе фасуют в Подмосковье. Ценители именно этой марки напитка также имеют возможность посетить сеть фирменных кофеен.
  • "Орими Трейд" — лидирующий поставщик кофе в Санкт–Петербурге. Кофейные зерна из 15 стран проходят обжарку, блендирование, помол и упаковку непосредственно на фабрике "Невские Пороги", где производится кофе "Жокей" и Jardin, которые составляют 30% потребительского спроса.
  • Grand Coffee — часть корпорации Tata Global Beverages. Занимает 4–е место по популярности среди растворимых видов кофе.
  • "Русский продукт" — флагман отечественного бакалейного производства. Владелец торговой марки "Традиция" — первого русского растворимого кофе, знакомого потребителю с 1960–х годов, и собственного классического зернового кофе.

Источник: аналитика "ФИНАМ"
https://www.dp.ru/a/2018/10/25/Kofejnij_sindrom

Другие новости