Корзина
CONTI MONTE CARLO - КОФЕМАШИНА ДЛЯ SPECIALTY КОФЕЙНИПОДРОБНЕЕ
Контакты
ООО "ТЕРРИТОРИЯ КОФЕ" - для ресторанов, баров, кафе, офисов и дома
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7499653-75-00Москва
+7915329-67-86Алексей
+7977775-08-85Даниил
Максим Исаев
РоссияМоскваТишинская площадь, дом 1, стр. 1, ТВК "Тишинка", 2 этаж, павильон АС 2.02123056
Территория Кофе
Карта

Автоматизация: дни бариста сочтены?

Автоматизация: дни бариста сочтены?

Автоматизация заваривания кофе – горячая тема для обсуждения. На последнем мировом чемпионате бариста в Сеуле об этом много говорили. Некоторые кофейные пророки предсказывают, что умные кофейные автоматы – это конец профессии бариста. Часто это даже не предсказание, а утверждение: «Автоматизация – это прогресс и преимущество и для кофеен, и для любителей кофе. И не отрицайте».

Эта статья – моя попытка сделать невозможное. Предсказать будущее. Самые популярные предсказания драматичны и не требуют доказательств. Они часто спорны и сложны. Предсказания разжигают воображение, вовлекают или продвигают какую-то идею.

Реальность же часто более приземленная или не такая радикальная. У нее своя правда, более тонкая, динамичная, сложная и не слишком далекая от настоящего.

 

И здесь я задаю два вопроса:

Первый касается заваривания кофе как технологического процесса. Может ли машина делать кофе так же хорошо, как самый опытный бариста, или даже лучше?

Второй менее очевидный, но более важный, если мы говорим о будущем умных кофейных автоматов. Если на первый вопрос мы отвечаем «да», то мой второй вопрос – насколько важна и полезна автоматизация для кофе, бариста, любителей кофе и всего сообщества?

 

Давайте ответим на первый вопрос. Могут ли машины заваривать спешиалти кофе?

Автоматизацию часто путают с большим количеством техники для заваривания кофе. Да, в современных кофейнях много гаджетов: мы взвешиваем кофе до и после смалывания, мы все меньше разравниваем кофе в холдерах вручную, мы можем настроить давление на эспрессо машине и запомнить рецепт заваривания на весах. Все это, конечно, автоматика.

Красота этих процессов в том, что они гибкие, их можно менять. Если мы решаем, что хотим смолоть замороженный кофе, как это делали лучшие бариста на World Barista Championship, мы легко можем добавить этот шаг. Ведь почти в каждом бариста прячется великий кофейный экспериментатор, хотя это и не всегда практично с коммерческой точки зрения.

Машина-автомат будет делать кофе так, как мы решили. У спешиалти сообщества есть разные идеи на тему того, как должен быть организован процесс. Скорее всего, сделают несколько стандартов, под которые будут подгонять автоматы.

 Я думаю, спешиалти кофе очень дорожит гибкостью. Например, от теста новой кофемолки я откажусь только в самом крайнем случае и ради большой выгоды. Я думаю, что это чувство многим хорошо знакомо, но есть и другие причины, почему я как участник сообщества был бы обеспокоен переменами.

Каждый, кто работает с продуктом с изменяющимися физическими свойствами, поймет, что этот продукт нельзя обновить так же легко, как приложение на смартфоне. Это годы исследований и развития, налаживание цепочки поставок. Изменить главный элемент процесса значит вернуться к началу. Компания также должна видеть коммерческую целесообразность продукта. Будет ли у компании достаточно покупателей, которые захотят продукт, оценят работу с ним и заплатят за него?

Итак, ответ на первый вопрос. Понятно, что суперавтоматы быстро догоняют бариста в умении делать хороший кофе. Да, будут некоторые издержки и недостаток гибкости, но мы делаем все более совершенные и совершенные машины. Однажды они будут заваривать кофе так же хорошо, как лучший бариста. Возможно, даже с более постоянным качеством. Это будет не единственно возможный лучший кофе, но это определенно будет кофе для спешиалти кофеен. Но что это значит для бариста?

 

Здесь мы подошли ко второму вопросу. В чем ценность суперавтоматов для кофейного сообщества?

Представим, что в моей кофейне работает бариста Джен. Она опытная и увлеченная бариста. Она с удовольствием работает с кофе, любит делиться опытом и разговаривать о кофе с гостями и коллегами. Ей нравится процесс заваривания как ручной труд.

Теперь представим, что в моей кофейне установлен суперавтомат Фрэнк. Допустим, Фрэнк и Джен заваривают кофе одинаково хорошо. В каком случае я бы перепоручил заваривание кофе Фрэнку?

Только если Фрэнк будет делать кофе на 15% лучше, чем Джен. А если у меня не спешиалти кофейня? В ресторане или бизнес-центре Фрэнк более выгоден и эффективен, не надо заботиться о тренингах для персонала. Но я не работаю в этих бизнесах. Я пишу о ценности суперавтоматов в спешиалти кофейнях*.

Правда в том, что Фрэнку все равно нужна Джен, чтобы программировать рецепты и проверять результаты: в конечном счете, вкус всегда определяет человек. В бизнесе, где используют один и тот же бленд кофе годами, человека фактически не надо вовлекать в процесс.

Мы рассматриваем утверждение, что суперавтомат готовит кофе лучше, чем 95% бариста. Хотя логично и разумно заниматься улучшением качества напитков, ни одна уважающая себя спешиалти кофейня не захочет попасть в те 5%, когда автомат проиграет бариста. Будет ли кофейня активно использовать  технику, с которой нельзя достичь кофейного совершенства?

Предположим, что есть такой автомат, который всегда будет заваривать кофе лучше, чем бариста. Что тогда? Я сэкономлю на персонале, а взамен получу идеальную эффективность, правильно? У каждой перемены есть свои достоинства и недостатки, поэтому более подходящий вопрос здесь – а что я потеряю?

Легко считать успех в цифрах. Они конкретны, но насколько конкретны? Часто цифры – это среднее значение и округление.

По своей сути кофе субъективен, его познание опирается на опыт. Ценность кофе в том, ЧТО вокруг него, в процессах, которые в него вложены. Это часто довольно неуютная мысль. Мы хотим, чтобы лучший кофе говорил сам за себя, но ведь он не может. Ему нужны подача и контекст. Важно понять, как люди воспринимают качество кофе, на чем основаны их представления. Нельзя это игнорировать и верить, что кофе сделает всю работу сам, просто потому что так приятнее для нас.

Забавно, что кофейня – это далеко не самое удобное место, чтобы сконцентрироваться на происхождении, вкусе и характере кофе. Да, бизнес-центр еще хуже, но кофейня – это хитрое место, поскольку основная его цель – это не погружение в сложный вкус кофе. Большинство кофеен ограничены местной аудиторией. В кофейни приходят встречаться с друзьями или коллегами, почитать книгу или просто за «хорошим кофе». Исключения – кофейни, куда приходят СПЕЦИАЛЬНО за кофе.

 

«Тогда зачем вам капсулы»? Когда от автоматизации есть польза.

Когда я говорю, что скептически настроен по отношению к суперавтоматам в спешиалти кофейнях, почти всегда кто-нибудь вспомнит, что я – тот самый человек, который «запихнул спешиалти кофе в капсулы». Но дело в том, что капсулы для меня – это не замена бариста, это выход из ситуации, когда нет бариста. Для меня капсулы – отличный пример, когда автоматизация действительно выгодна.

Капсулы не просто удобны. Часто упускают из виду, что они еще обогащают опыт и дают выбор. Маловероятно, что любитель купит три пачки с разным кофе, сразу откроет их и приготовит одновременно три аэропресса, чтобы сравнить вкусы.

Но так можно сделать с капсулами. Три капсулы, три сорта кофе. Наши покупатели, как правило, удивляются разнообразию вкусов и своей способности их понимать. На самом деле, дом – это потенциально лучшее место для знакомства со спешиалти кофе. Достаточно времени, чтобы не отвлекаясь, сосредоточиться на продукте.

Кофейне нужно помочь гостям сконцентрироваться на кофе. Посмотрите на большие сети. Многие из них несколько лет назад перешли от ручного заваривания на автоматику, а сейчас переходят обратно к завариванию вручную в своих флагманских кофейнях. На выставках они говорят, что это как шоу, театр, возможность вовлечь гостей.

Покупательский опыт подвижен. Спешиалти кофе должен ставить в центр качество чашки, но надо понимать, как это представить. Правда в том, что мы уже понимаем, поэтому заменять ручной труд автоматизацией нежелательно. Мы знаем, что гости соотносят автоматы с быстрым, удобным, но некачественным кофейным опытом. Если мы выбираем автоматизацию, мы перечеркиваем наши достижения, и потребуется много сил, чтобы объяснить гостям, что вы не продали бизнес, а поставили автомат, потому что так лучше.

Недавно вместе со специалистом по органолептическому анализу Чарльзом Спенсером мы проводили исследование, посвященное роли латте-арт в восприятии вкуса. Идея была простая: если мы сделаем одинаковые чашки кофе, но одну с латте-арт, а вторую без, будут ли люди считать кофе с латте-арт лучше?

Мы получили интересные результаты. Участники заметили, что по качеству это один и тот же кофе. Но они были готовы платить больше за время, энергию и человеческое участие, которые были в чашке с латте-арт.

Часто говорят, что сегодня кофе переживает промышленную революцию. Это уже не раз случалось с другими товарами, теперь очередь кофе. Но неправильно думать о кофе как, например, о брюках, лучше думать о нем как о кулинарном продукте. В индустрии продуктов питания и напитков автоматизации очень много, но она никогда не касалась магазинов премиум сегмента, по большей части из-за описанных здесь причин.

Вы не видите, кто и как шьет вам брюки. Но в кофейне вы видите, кто и как готовим вам кофе. Вот почему я думаю, что спешиалти кофейни никогда не станут автоматизированными. Большая часть кофейной истории и качества разворачивается у вас на глазах. Открытость, возможность показать историю побуждает кофейни заваривать кофе вручную. Прибавьте сюда тот факт, что суперавтоматы не гарантируют идеальный результат.

 

Hasta la vista бариста. Аргументы за автоматизацию.

В пользу суперавтоматов часто приводят такой довод. Если автомат будет делать за бариста всю физическую работу, которая касается заваривания кофе, то у бариста появятся силы и время делать что-то другое. Например, бариста сможет уделять больше внимания сервису и общаться с гостями, то есть создавать более вовлекающую среду с точки зрения кофейного опыта.

Я не понимаю этот аргумент. Я не думаю, что сервис в кофейне действительно определяется технологиями приготовления кофе.

Сервис – это  внутренняя культура компании, завязанная на людях. Это характер и способ вашего общения с гостями. Я думаю, что если освободить бариста от физической работы, которая нужна для приготовления кофе, это приведет к менее вовлеченным и потенциально менее увлеченным бариста. Конечно, трудно делать кофе и одновременно говорить с людьми, но этот процесс можно как-то оптимизировать. А вот потерять бариста как активного участника приготовления кофе значит потерять главную идею спешиалти кофейни.

И в то же время, освободить бариста от заваривания, чтобы сделать его работу, похожей на работу сомелье – это не естественная эволюция. Это сильно меняет образ кофейни, то, как она представляет себя гостям. В свою очередь, гости будут вынуждены поменять ожидания от контакта и вовлеченности, которые они ищут или нет.

Предложение кофейни, как правило, не определяется только тем, как там готовят кофе. Кофейня предлагает гостям некий опыт, который определяется тем, что кофейня думает о гостях. Кто наши гости, что они хотят получить. Понятно, что суперавтоматы могут расширить опыт, но вопрос в том, нужно ли это гостям.

 

В реальности суперавтоматы в большинстве кофеен будут значить примерно следующее:

Гость входит:

Бариста: Привет, как дела?

Гость: Спасибо, неплохо, можно мне флэт уайт?

Бариста: конечно, присаживайтесь

Бариста нажимает кнопку. Кофе готовится автоматически. К стойке подходит следующий гость.

 

В такой ситуации сложнее заинтересовывать и вовлекать. Теперь это полностью зависит от диалога  без использования такого визуального стимула как бариста, который готовит кофе. Но конечно, можно сделать хорошую визуализацию и она выручит там, где кофе больше не помощник.

И будут исключения. Я могу представить себе увлекательную концептуальную модель с суперавтоматами и прекрасным стилем обслуживания.

Я ожидаю увидеть больше автоматизации в кофе. Но она будет изменяться и появляться там, где действительно ценна, в тех местах, которые не являются спешиалти кофейнями.  Но даже тогда влияние автоматизации часто переоценивают. Например, автоматизация, скорее всего, не сделает кофе в аэропортах лучше. Здесь надо понимать, что больше всего влияет на качество чашки. Кофе в аэропортах в большинстве своем отвратителен, потому что ужасно качество сырья, а не технологии приготовления.

 

Предсказывая будущее.

Итак, марш суперавтоматов остановится на пороге спешиалти кофейни. В кофейной индустрии будет больше автоматизации, спешиалти сообщество будет использовать автоматы как никогда раньше, но спешиалти кофейни останутся местом, где будут бариста и будет ручной труд, но в сочетании с новыми технологиями и идеями.

Но опять-таки, предсказания часто не сбываются. На последнем World Barista Championship мне кто-то предложил установить напоминание на пять лет вперед, чтобы потом посмотреть, был ли я прав. Я так и сделаю. Увидимся через пять лет, Джен и Фрэнк.

 

*примечание

На 15% лучше – это для меня идея из серии фантастики. В кофейном сообществе есть вера, что мы так улучшим стабильность. На самом деле, мы выигрываем совсем немного. Мы часто получаем больше контроля над желаемым результатом, но лучшая чашка кофе в мире не станет на 15% лучше без очевидных причин или только потому, что мы доверили ее приготовление машине. Машина просто сделает работу, которую ее попросят. Да, машины играют с нами в догонялки и, возможно, нас догонят. Но опять же, догонят в чем?

 

Оригинальная статья: https://colonnaandsmalls.wordpress.com/2017/12/

Первая статья была написана для Coffee Mag, Южная Африка

Перевод: Е.К.

vkontakte facebook twitter

www.soyuzcoffee.com

Предыдущие статьи
social-icon
social-icon
social-icon
Loading...